ЧАСЫ РАБОТЫ СУДА, ПРИЕМНОЙ СУДА |
Понедельник - Пятница с 08.30 до 17.30 Обед с 12.30 до 13.30 Выходные дни суббота, воскресенье тел.: (8182) 20-53-08 факс: (8182) 28-80-23 эл.почта: primsud.arh@sudrf.ru |
ПОРЯДОК
выдачи из судебных дел подлинных документов,
заверенных копий материалов дела, письменных справок,
копий судебных постановлений, вступивших в законную силу
1. Настоящий «Порядок выдачи из судебных дел подлинных документов, заверенных копий материалов дела, письменных справок, копий судебных постановлений, вступивших в законную силу» (далее Порядок), установлен в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде и ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
Порядок регулирует вопросы делопроизводства в суде и регламентирует процедуру реализации установленного процессуальным законодательством права лиц, участвующих в деле, на получение судебных документов при предоставлении ими соответствующих документов, удостоверяющих личность.
2. Основные термины.
Для целей настоящего Порядка применяемые термины означают:
Использование архивных документов - применение информации, содержащейся в архивном фонде суда, для обеспечения законных прав и интересов граждан.
Доступ к архивным документам - предусмотренные действующими требованиями в сфере архивного делопроизводства условия использования судебных дел, находящихся на архивном хранении.
Подлинный документ - первый по времени экземпляр документа на бумажном носителе, обеспечивающий судопроизводство по делу в соответствии с действующими процессуальными нормами, имеющий необходимые реквизиты и приобщённый к материалам дела.
Копия документа - более поздняя по времени и аутентичная по содержанию запись документа, имеющая все обязательные реквизиты, содержащиеся в подлиннике, не имеющая юридической силы.
Надлежащим образом заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты и осуществляют установленные требованиями судебного делопроизводства действия, придающие ей юридическую силу. Если в подлинник заверяемого документа были внесены изменения, то в изготавливаемой копии указываются основания изменений, дата, время их внесения, должность и подпись должностного лица, внесшего сведения об изменении, и ее расшифровка.
Юридическая сила документа - свойство документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией суда и установленным порядком оформления.
Процессуальные документы, необходимые для дальнейшего судебного обжалования - судебные постановления по гражданским делам в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиумов суда надзорной инстанции, определений и постановлений, в том числе в форме приговора, по уголовным делам, а также определений, постановлений, решений по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях и постановления судов надзорных инстанций в административном судопроизводстве
Письменная справка по делу - документ, содержащий информацию о рассмотрении дела на любой стадии судебного разбирательства.
3. Подлинные документы (за исключением процессуальных документов), заверенные копии материалов дела, письменные справки, копии судебных постановлений, вступивших в законную силу, выдаются по письменному заявлению лицам, которым право на получение таких документов и копий предоставлено нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст.ст. 37-49, 54-55) и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 34); иным лицам, чьи права и законные интересы затронуты судебными постановлениями; руководителям органов, которым такое право предоставлено в силу закона.
3.1. Документы могут выдаваться и иным лицам по доверенности от лиц, указанных в п. 3.
4. Подлинные документы, представленные сторонами по гражданскому делу, возвращаются сторонам с обязательным оставлением в деле копий, заверенных судьей.
Лицо, получившее подлинный документ из дела, должно расписаться в получении этого документа на копии, оставленной в деле.
5. Подлинники процессуальных документов из дел не выдаются.
6. Заявление может быть подано лично или направлено по почте, в произвольной форме на имя судьи председательствующего по делу, или на имя председателя суда.
7. В заявлении о выдаче копий судебных постановлений по гражданскому, уголовному, административному делу, вступивших в законную силу, от лиц, чьи права и законные интересы затронуты судебными постановлениями, обязательно указывается какие права, и законные интересы этого лица затронуты.
8.После регистрации заявления в отделе обеспечения судопроизводства, оно передается для рассмотрения председателю суда, а по нерассмотренным делам - судье, председательствующему по делу для рассмотрения. Выдача документов производится в течение 5 рабочих дней, после наложения на заявление разрешающей визы.
9. Запрашиваемые документы изготавливаются работниками аппарата суда, обеспечивающими деятельность архива, на основании требований, изложенных в главе 13 Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования.
10. Срок исполнения запросов по выдаче копий документов из материалов судебных дел не должен превышать 30 дней со дня регистрации обращения.
Пересылка запросов по принадлежности в другие суды, а также информирование об этом заявителя должно осуществляться в 5-дневный срок со дня регистрации обращения.
Срок исполнения запросов с использованием только описей, алфавитных указателей, учётно-статистических карточек не должен превышать 15 дней с момента регистрации обращения.
11. Заверенные копии судебных документов, находящихся на архивном хранении, могут выдаваться под расписку на руки заявителям при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, их родственникам или доверенным лицам при предъявлении заверенной доверенности оформленной в соответствии с законодательством или направляться посредством услуг связи, позволяющей осуществлять контроль за доставкой корреспонденции, содержащей персональные данные граждан (регистрируемая почтовая связь, услуги курьера и т.п.).
12. При повторной выдаче копии документа в пределах от одной до десяти страниц этого документа государственная пошлина уплачивается в размере 40 рублей, а при количестве, превышающем 10 страниц, исходя из расчёта 4 рубля за каждую страницу документа.
13. При повторной выдаче копий разных судебных документов, государственная пошлина уплачивается за копию каждого документа независимо от количества страниц.
14. Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции установлены в главе 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
15. Порядок выдачи копий судебных документов, находящихся на архивном хранении, физическим лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы:
15.1. Согласно пункту 20 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных, документов.
15.2. В соответствии со статьёй 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается данным нормативным актом. Из этого следует, что только в перечисленных 15 УПК РФ случаях суд обязан направлять (вручать) осуждённому, реализующему свое конституционное право на доступ к правосудию, копии документов из уголовного дела, наименования которых строго ограничены.
15.3. Обязанность выдачи судом копий других документов из материалов уголовного дела (в том числе материалов досудебного характера, промежуточных судебных актов, протоколов судебного заседания) законом не предусмотрена (п. 5.3 Рекомендаций о порядке выдачи копий документов из материалов судебных дел, находящихся на архивном хранении в судах общей юрисдикции Архангельской области от 09.08.2010).
16. Порядок использования собственных технических средств гражданами в целях самостоятельного изготовления ими запрашиваемых копий материалов дел:
16.1. В силу своего правового статуса, определённого осуждением за совершение уголовно-наказуемого деяния, осужденный ограничен в свободе передвижения, однако этот факт не лишает его возможности осуществлять копирование необходимых материалов дела с использованием технических средств при помощи услуг адвоката либо иных доверенных лиц.
16.2. Использование собственных технических средств при изготовлении копий материалов дела допускается только с разрешения председателя суда (заместителя, исполняющего обязанности) при условии соблюдения порядка выдачи судебных дел лицам, имеющим соответствующие процессуальные полномочия.
16.3.Порядок использования технических средств гражданами (предоставление рабочего места, визуальная проверка качества собственного оборудования, возможность доступа к электросети, присутствие при осуществлении копирования работника аппарата суда и т.п.) устанавливается председателем суда.
Использование гражданами собственных техническим средств не должно создавать существенные неудобства в работе аппарата суда по обеспечению судопроизводства.
17. Исполнение повторных обращений граждан о предоставлении копий документов. Количество предоставляемых экземпляров документов:
17.1. Все поступающие запросы о выдаче копии судебных документов, находящихся на архивном хранении, должны надлежащим образом учитываться в соответствии с нормами действующих Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов обшей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования.
Председателю суда, по его запросу, должна быть предоставлена полная информация о датах выдачи и объёмах изготовленных копий судебных документов по поступавшим ранее запросам.
17.2. Законом не установлены ограничения по количеству выдаваемых судом копий судебных, актов, которые необходимы осуждённому для реализации его конституционного права па обжалование данных судебных актов.
В общем порядке, по запросу одновременно предоставляется не более одного экземпляра копий судебных документов, необходимых в качестве обязательных приложении для направления заявлений (жалоб) в вышестоящие судебные инстанции.
17.3. В каждом конкретном случае необходимо соблюдать баланс между указанным правом заявителя на повторное получение итогового судебного акта (учитывая количество надзорных инстанций, возможность проверки применённых судом норм Конституционным Судом Российской Федерации, право осужденного на подачу жалобы в Европейский Суд по правам человека и т.п.) и объём необходимых для указанных обращений документов.
17.4. Недопустимо злоупотребление правом, в результате которого государство понесёт дополнительные необоснованные расходы на изготовление копий документов из материалов судебных дел, находящихся на архивном хранении.
18.Копии документов заверяются надлежащим образом судьей, рассмотревшим дело, а в его отсутствии - председателем суда.
19. После регистрации, документы направляются адресату почтой или выдаются на руки под роспись.
20. Заявление с отметкой о направлении документов (указанием даты и исх. №) или распиской получателя приобщается к делу.
21. Вопросы получения необходимой информации и судебных документов журналистами, регулируются Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
В пределах и в порядке, предусмотренных вышеназванными Законами, журналисты вправе получать соответствующую информацию по судебным делам и копии судебных документов.
ЧАСЫ РАБОТЫ СУДА, ПРИЕМНОЙ СУДА |
Понедельник - Пятница с 08.30 до 17.30 Обед с 12.30 до 13.30 Выходные дни суббота, воскресенье тел.: (8182) 20-53-08 факс: (8182) 28-80-23 эл.почта: primsud.arh@sudrf.ru |